>> В Азербайджане в школьном дворе совершено суицид

>> Пожарные выручили 6 человек на пожаре в Петербурге

Новейший год встретят в древнем

Российские потребители ждут ухудшения экономической ситуации и уже начали пересматривать расходы на продукты, одежду и утехи, следует из отчета маркетинговой группы АДВ. Пострадают даже расходы на новогодний стол и подарки, которые готовы урезать уже 75% опрошенных. При всем этом часть потребителей в ожидании кризиса, напротив, начали инвестировать в дорогие покупки - бытовую технику и продукты для дома.

Российские потребители перебегают на экономный режим употребления, наиболее аккуратненько планируют расходы и переключаются на наиболее дешевенькие категории либо аналоги товаров, говорится в исследовании компании Intelligent Research for Growth (IRG; принадлежит группе АДВ, входящей в тройку больших маркетинговых холдингов России). Так, 50% опрошенных, в подборку которых входили 1,2 тыс. человек 18-55 лет в городах-миллионниках, считают, что к октябрю финансовая ситуация в стране усугубилась по сопоставлению с началом года. Улучшение ситуации увидели только 7% респондентов. До конца года 40% ждут предстоящего ухудшения, 11% - улучшения ситуации. Таковым образом, «тревожные ожидания потребителей сначала года сменились чувством затяжного кризиса к концу года», указывается в отчете.

49% потребителей говорят, что ощутили денежные затруднения, а 61% молвят, что ощутили рост расходов на продукты питания. 69% опрошенных россиян признают, что за ближайшее время пересмотрели структуру собственных расходов и сбережений. При всем этом 37% начали брать наиболее дешевенькие марки либо аналоги продуктов - сначала, такое поведение типично для дам 30-45 лет. Напротив, мужчины и юные люди 18-25 лет пока в наименьшей степени склонны поменять потребительские привычки.

По подсчетам IRG, более сильно понижение покупательской активности может сказаться на новогодних бюджетах россиян, другими словами расходах на продукты для торжественного стола и подарки. Уменьшить такие растраты в этом году готовы 75% потребителей. С 51% в апреле до 66% в октябре подросло количество покупателей, пересматривающих в сторону уменьшения расходы на одежду и обувь, хотя на сто процентов отрешиться от таковых покупок пока решили лишь 4%. 47% россиян готовы для экономии на сто процентов отрешиться от поездок за границу, а 39% - не ходить в кафе и рестораны.

Волатильность курса валют и политика импортозамещения приведут к росту цен на продукты, что вправду приведет к пересмотру структуры расходов потребителей, согласен управляющий пресс-службы «Азбуки Вкуса» Андрей Голубков. Тем более спада продаж, по его словам, в сети не ждут: покупатели не склонны экономить на продуктах, а не считая того, в магазины могут придти клиенты, решившие отрешиться от посещения ресторанов, в том числе и в праздничек - так было и в 2008 году. В ресторанах понижение трафика вправду отмечается, так что компании готовятся пересмотреть бизнес-модели в сторону кризисной регуляции, подтверждает директор по корпоративным коммуникациям «Росинтер Ресторантс» Лена Мазур.

По данным IRG, 11% россиян начали запасать продукты питания, а 9% начали инвестировать в большие покупки. Из их 67% предпочитают брать бытовую технику, 53% - продукты для дома, 49% инвестируют в недвижимость, 41% - в мебель, 35% - в телефоны и планшеты, 34% - в авто, 25% - в продукты для ремонта. Покупку техники российские потребители вправду разглядывают как инвестицию, подтверждает представитель «М. Видео» Антон Пантелеев. По его словам, на данный момент в магазинах сети наблюдается определенный рост, который, вообщем, можно связать и с девальвацией.

Елизавета Макарова, Екатерина Геращенко