МОСКВА, 29 окт - РИА Анонсы. Крушение южноамериканского космического грузовика Cygnus («Лебедь») не воздействует на работу МКС, но может привести к пересмотру структуры доставок грузов на станцию на последнее время.
Cygnus взорвался скоро опосля запуска с космодрома «Валлопс» в штате Вирджиния (Wallops Flight Facility) на побережье Атлантического океана в 02.28 мск среды. По имеющимся данным, никто не пострадал.
Космический грузовик Cygnus разработан личной компанией Orbital Sciences, получившей от НАСА 1,9-миллиардный договор на восемь грузовых запусков к МКС до конца 2016 года. Аппарат подобного типа был должен отравиться к МКС в 4-ый раз и доставить наиболее 2 тонн груза.
Что-то доработали не так
По мнению профессионалов, более вероятная причина катастрофы - препядствия в движке. «Это обновленные ракетные движки, вначале созданные для использования на русской ракете-носителе Н-1 наиболее чем 40 лет назад», - сказал РИА Анонсы спец по политике в области космоса, заслуженный доктор Института имени Джорджа Вашингтона Джон Логсдон.
Движок НК-33 разрабатывался для лунной ракеты Н-1, выпускался с начала 1970-х годов и продается в США по програмке МКС для ракет-носителей Antares.
Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, основной редактор журнальчика «Новости космонавтики» Игорь Маринин отметил, что движки этого типа достаточно надежные и сбой мог произойти из-за того, что южноамериканская сторона внесла в агрегат свои конфигурации.
«Американцы начали их (движки) не только лишь испытывать, да и адаптировать под свою ракету. Другими словами они вели доработки достаточно суровые и присвоили им свое заглавие. Вышел движок уже южноамериканский. Америкосы так сэкономили, не стали создавать собственный движок, приобрели наш чрезвычайно неплохого свойства и пользовались спецами Днепропетровска, которые освободились от заказов на "Зениты", так как наши закончили "Зениты" заказывать, и начали делать эту первую ступень», - произнес эксперт РИА Анонсы.
По его словам, на каком-то шаге адаптации и модификации мотора под южноамериканскую програмку произошел сбой. «То ли это трубопровод, или это в бак попало что-то стороннее, так как баки тоже на Украине делают, но движки проверяются, так как имеют возможность многократно врубаться, потому они проверялись и тут в России, и в Соединенных Штатах, и даже перед запуском. Так что здесь какая-то наружная причина, а не сам двигатель», - объяснил Маринин.
В свою очередь, вице-президент и исполнительный директор Orbital Sciences Фрэнк Калбертсон выделил, что движки перед стартом прошли все нужные проверки. «Данная модель мотора - чрезвычайно крепкая и надежная, и она подвергается кропотливому тестированию… Эти движки также прошли через обыденную проверку. Каких-то приреканий к их техническому состоянию не было», - приводит его слова газета Washington Times.
Официальные представители российской стороны предпочитают пока не комментировать предпосылки плохого пуска Cygnus. «Мы придерживаемся позиции, что постоянно нужно получить выводы аварийной комиссии, которая, кстати, уже работает на месте пуска, и узреть хотя бы 1-ые технические выводы. У нас запланирована 4 ноября встреча глав космических агентств. И, думаю, там мы сможем побеседовать и получить выводы аварийной комиссии о том, что послужило предпосылкой плохого пуска Cygnus», - заявил РИА Анонсы начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
Голод МКС не угрожает
Сразу опосля катастрофы о произошедшем сказали экипажу Интернациональной космической станции, для которого Cygnus был должен доставить продовольствие и остальные нужные грузы. На данный момент на МКС работают Рид Вайзман (США), Александр Герст (Европейское космическое агентство), командир МКС-41 Максим Сураев (Россия), бортинженер МКС-41, командир МКС-42 Барри Уилмор (США), бортинженеры МКС-41/42: Александр Самокутяев (Россия), Лена Серова (Россия).
И российская, и южноамериканская стороны уже заявили, что трагедия Cygnus на жизнедеятельности станции фактически не отразится. «Мы поддерживаем логистику таковым образом, чтоб оградить себя (от схожих инцидентов) на четыре - 6 месяцев. Я думаю, что даже ежели ни один аппарат не покажется на МКС, нам хватит на всегда до марта», - произнес на пресс-конференции глава программы МКС в НАСА Майк Саффредини.
По его словам, невзирая на то, что произошедшее в момент старта крушение вызвало разочарование у экипажа МКС, они как истинные мастера продолжают свою работу.
Российские коллеги Саффредини подтвердили его слова. «Для нас это вред нулевой, либо, скажем, малый. На снабжении российского сектора МКС взрыв Cygnus никак не скажется, потому что мы свои грузы в большей степени возим на проверенных российских кораблях "Прогресс", которых у нас довольно. Четыре корабля в год у нас есть постоянно, по мере необходимости запустим пятый», - произнес, а именно, Краснов.
Но Cygnus вез не только лишь продовольствие, да и запасные части, научное оборудование. Их отсутствие может серьезно задержать проведения ряда тестов. «То, что там несколько было устройств для новейших тестов, что поделаешь - придется изготавливать новейшие, а опыты - придется отложить на пару лет, пока эти приборы будут готовы. Но здесь тоже ничего страшного», - считает эксперт Маринин.
Надежный «Союз»
Компания Orbital Sciences фактически сходу опосля трагедии выразила надежду на то, что полеты Cygnus скоро получится возобновить. «Как лишь мы усвоим причину, мы начнем работу, нужную для того, чтоб возвратиться к полетам и поддержать наших клиентов и национальную космическую программу», - заявил Калбертсон.
Но сколько это займет времени в реальности, пока огласить трудно. Потому встает вопросец о подмене Cygnus на остальные средства доставки грузов на Международную космическую станцию. И более тривиальный выбор - российские «Союзы».
Они уже издавна зарекомендовали себя с самой наилучшей стороны, «в подтверждение» данной репутации практически через несколько часов опосля крушения Cygnus с Байконура удачно стартовала российская ракета. При этом для доставки космического грузовика «Прогресс М-25М» в первый раз употреблялся модернизированный носитель «Союз-2.1а».
Старт и отделение грузового корабля от ракеты-носителя прошли штатно, и сейчас «Прогресс М-25М» доставит нужные для экипажа МКС воздух, кислород, продукты, аппаратуру для научных тестов и посылки для экипажа.
Начальник пилотируемых программ Роскосмоса Краснов подтвердил, что «Союзы», в принципе, могут подстраховать временно сошедшие с дистанции Cygnus.
«Пока НАСА к нам не обращалось, но у нас в рамках партнерства по МКС существует джентльменская договоренность о том, что в случае необходимости, при потере ракеты с транспортным кораблем либо при остальных нештатных ситуациях, помогать друг дружке. В таковых вариантах мы постоянно партнеров размещаем в приоритетный лист, и то же самое они делают по отношению к нам. Ежели поступит соответственный запрос о срочной доставке каких-то американских грузов на МКС при помощи нашего грузовика, то мы эту просьбу удовлетворим. Но пока такового запроса не было», - произнес Краснов.