Выставка включает 46 значимых полотен, представляющих весь творческий путь великого испанского художника и разные жанры, в каких он работал.
Делая упор на 6 узнаваемых портретов членов испанской ветки Габсбургов, принадлежащих венскому Музею истории искусств (Kunsthistorisches Museum, KHM), и на долголетнее партнерство с мадридским музеем «Прадо», владеющим большинством работ Веласкеса, кураторам удалось привлечь произведения Веласкеса также из музеев и личных коллекций Германии, США, Англии, Франции, Италии, Венгрии и остальных государств, создав неповторимую панораму его работ.
«Эта выставка является кульминацией выставочных проектов Музея истории искусств - так, что ее уже окрестили выставкой столетия», - заявила в пн на пресс-конференции генеральный директор KHM Сабине Хааг. Она с гордостью добавила, что это 1-ая выставка Веласкеса в немецкоязычном пространстве.
Венский музей, сформированный из коллекций правительского дома Габсбургов, унаследовал 6 «династических портретов» кисти Веласкеса (1599-1660), которые испанские Габсбурги высылали в дар своим далеким родственникам, в большей степени с целью установления династических браков. На выставке они дополнены и религиозной живописью Веласкеса, и мифологической, и жанровой, и пейзажами.
«Благодаря сотрудничеству с "Прадо", у нас возникла особенная возможность показать Веласкеса сверх династических портретов - от его ранешних опытов в Севилье до поздних романтических произведений», - произнесла на пресс-конференции куратор выставки Сильвия Ферино, возглавляющая отдел живописи KHM.
Выставка, размещенная в пары залах, разбита на три части: Севилья, где Веласкес провел свою молодость и обучался; Мадрид, где он провел 37 лет как придворный живописец; и Темы, которые он сам выбирал кроме собственных обязательств при дворе.
Большей работой, вынесенной на афишу, стал конный портрет инфанта Бальтазара Карлоса из «Прадо». Из этого же музея приехали ранешняя работа художника «Поклонение волхвов» и поздняя «Аполлон в кузнице Вулкана».
Принадлежащая венскому музею «Инфанта Маргарита в белоснежном платье» заняла свое место в контексте остальных портретов данной для нас высокородной девченки и ее братьев и сестер, а австрийская почта выпустила в пн специальную марку, посвященную выставке, с изображением данной нам известной картины. Рядом висят портреты не только лишь ее отца, короля Филиппа IV, да и образы придворных шутов и вельмож.
Жемчужину «Прадо», загадочное полотно Веласкеса «Менины», в Вену не привезли, но его качественная репродукция в натуральную величину заняла свое место рядом с оригиналами для полноты представления мадридского периода творчества художника.
Есть тут вещи из Музея изящных искусств в Бостоне (умопомрачительный своим вневременным реализмом портрет поэта Дона Луиса де Гонгоры) и коллекции баронов Веллингтонов в Aspley House в Лондоне. И из Государственной галереи в Лондоне приехала в Вену чарующая «Венера за туалетом», сделанная очевидно под влиянием возлюбленного Веласкесом Тициана, но наделенная нехарактерным великому итальянцу изяществом.
Параллельно с творчеством Веласкеса, устроители напоминают гостям выставки на особых щитах о династических связях испанских и австрийских Габсбургов и историях жизни принцесс и царевичев, которых он портретировал. «Это новое возвращение исторических связей меж странами (Испанией и Австрией)», - произнесла директор музея.
В январе музей планирует провести на полях выставки международную конференцию и общественные лекции, посвященные творчеству Веласкеса. Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.